Совладелец компании „Ванюшкины сладости” рассказал, как построить масштабное кондитерское производство, сделав ставку на гастрономические предпочтения регионов, и что необходимо малому бизнесу
Совладелец пензенской компании „Ванюшкины сладости” Николай Кузяков в декабре 2018 года стал победителем первой предпринимательской премии для представителей малого бизнеса России „Немалый бизнес”, после чего лично смог рассказать Владимиру Путину о своем кондитерском производстве. Кроме того, предпринимателю в ходе прямой линии удалось задать президенту вопрос, который волнует практически каждого малого предпринимателя в нашей стране.
Бизнесмен рассказал информационному порталу „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является информационное агентство ТАСС, как построить масштабное кондитерское производство, сделав ставку на гастрономические предпочтения регионов, и что необходимо сегодня малому бизнесу для устойчивого роста и развития.
— Не каждому предпринимателю удается пообщаться с министром экономики страны. Но ты не только поговорил о бизнесе с Максимом Орешкиным, но и дважды — с Владимиром Путиным. Поделись впечатлениями об этих встречах.
— Было очень волнительно, особенно на „Немалом бизнесе”. Мы переживали, когда ждали министра. По приходу он перекинулся с нами парой шуток и стало гораздо легче, да и общение с его стороны было достаточно простым. Он к себе очень располагает. То же самое могу сказать о нашем президенте Владимире Путине. Больше всего удивило, что нас никак не регламентировали ни с текстом выступления, ни с вопросами. Нам просто сказали: „Будьте максимально искренними и говорите, что хотите”. Мы так и сделали, рассказали о бизнесе и, конечно же, пригласили к нам в гости. И это было круто. Этот формат общения очень многое дает: как понимание, что власти не все равно, так и большой позитивный заряд на дальнейший успех в бизнесе.
— Во время прямой линии ты спросил Путина о работе контрольно-надзорных органов. Как я понимаю, этот вопрос сегодня серьезно беспокоит малый бизнес?
— Да.
Я считаю, что сейчас то время, когда эту систему пора реформировать. Сегодня она мешает развиваться малому бизнесу.
В законодательстве у надзорных органов не предусмотрена профилактика, которая позволяла бы выявить нарушения и дать время на их устранение. В основном они приходят, штрафуют, закрывают производства, и бизнес терпит серьезные убытки. Почему нельзя указать на ошибки и дать время на их устранение? Допустим, я открыл кафе, у меня есть кухня. Я позвонил в Роспотребнадзор и сказал: ребята, я открыл кухню, посмотрите, пожалуйста, правильно ли я сделал. Цель моего вопроса во время прямой линии — еще раз обратиться ко всем надзорным органам, властям: пожалуйста, не кошмарьте бизнес!
Предпринимателей нужно учить и выращивать.
И только наша совместная работа приведет к развитию малого и среднего предпринимательства и, соответственно, к росту экономических показателей.
— Ваша компания победила в предпринимательской премии „Немалый бизнес”. Что принесла эта победа?
— Победа стала хорошим бонусом.
При участии в подобных мероприятиях целью всегда остается общение и получение контактов.
Вокруг ходят такие хорошие предприниматели, как Аяз Шабутдинов (предприниматель, создатель холдинга Like, блогер, коуч — прим. ред.) или Пашу (Павел Курьянов — генеральный директор и соучредитель лейбла «Блэк стар» — прим. ред.). С такими людьми нужно контактировать, общаться, рассказывать про себя, забирать контакты. Благодаря такой активности мы сейчас обсуждаем ряд совместных проектов с Black Star, и это гораздо интереснее, чем просто победа в конкурсе.
— Сегодня ваш бренд знают практически во всех регионах России и даже за рубежом. Что вас сподвигло встать на путь предпринимательства?
— Возможно, я буду банальным, но все это случилось благодаря воспитанию родителей. Они всегда говорили нам с братом, чтобы мы действовали, пробовали, учились. Не ругали за неудачи, а делали акцент на полученном опыте, поэтому мы не боимся ошибок и сейчас. Это, пожалуй, тот фундамент, который важен предпринимателю: не бояться действовать и, исходя из этого, получать урок. Кроме того, мы с братом с детства в бизнесе: в 13 лет сдавали с друзьями наши компьютеры в Доме культуры в аренду, летом мороженое продавали.
— Почему „Ванюшкины сладости”?
— Имя бренда мы придумали очень быстро, назвали его в честь папы — Ивана Николаевича. Это было еще в далеком 2004 году. Правда, тогда у нас еще не было производства, мы с братом пытались продавать готовую кондитерскую продукцию, фасуя ее в свои упаковки. Нам было по 18 лет, и мы хотели финансовой независимости.
— Сложно было перепродавать „кондитерку”?
— Тяжеловато. В те годы кондитерское производство было не так развито, изготавливали в основном классику: сахарное печенье, вафли, баранки, пряники, а магазины хотели закупать необычные сладости. Мы быстро сориентировались и нашли первого такого производителя: свое печенье он делал со сгущенкой и халвой. В то время это был достаточно необычный продукт. Мы предложили предпринимателю фасовать продукцию под наш бренд. Он согласился, с этого первого контракта и начались „Ванюшкины сладости”. Дальше мы находили и других поставщиков с интересной „кондитеркой”, которых реализовывали под собственным брендом.
— Помнишь, как вы получили первый крупный заказ?
— Помню. Это было в Тамбове. Денег хватило только на бензин, поэтому пришлось спать в машине и есть образцы печенья, что дал производитель. Но именно там мы нашли нашего первого крупного заказчика — оптовая база заказала продукции на 330 тыс. рублей. Это придало нам веры в собственные силы. В итоге за тот же месяц мы с братом продали продукции на миллион рублей, объехав близлежащие регионы и наладив продажи даже в некоторые дальние субъекты.
— Продажи шли неплохо. Зачем решили начать собственное производство?
— Совершенно случайно. Попав на небольшое кондитерское производство, я хотел предложить владельцу также зафасовать печенье под наш бренд. Но он отказался, сказав, что продает бизнес. И тут мне внезапно стало интересно. Он назвал цену продажи в 400 тыс. рублей. В итоге мы сторговались до 300 тыс. рублей. Так было запущено уже наше собственное производство. К тому времени мы досконально изучили потребность рынка в уникальной продукции. Отсюда выходило понимание, что нам нужно собственное оборудование для производства. В итоге отец продал небольшой дистрибьютерский бизнес и дал нам 20% от продажи для покупки глазировочной машины. Мы начали производить печенье с шоколадом. Радости было море.
— А как в целом отреагировали близкие на ваше решение заняться производством? Поддержали идею?
— Несмотря на то что отец помог нам с бизнесом, он отнесся к этому начинанию настороженно. А вот мама была воодушевлена и сразу поверила в то, что производство пойдет! Ей идея понравилась. В первую неделю мы всей семьей начали осваивать запуск производства. Наша первая рабочая бригада состояла из шести человек — наша семья: я, брат, родители и на тот момент будущие жены. Мы сами месили тесто, стояли за кондитерским станком. Потом, как появились возможности, мы стали осваивать фермерство.
— И как сельский бизнес? Пошел?
— Забегая вперед, скажу, что сегодня „Ванюшкины сладости” потребляют 72 тыс. яиц в день. В этом году мы наконец-то открыли собственную птицефабрику, чтобы не закупать у стороннего производителя яйцо. Это было непросто, мы привлекли кредитные средства, а также возместили часть средств, затраченных на оборудование, по программе Министерства сельского хозяйства, на эти деньги построили собственное помещение. Как итог, теперь мы можем сэкономить колоссальные деньги на покупке яиц. Кроме того, с 2005 года мы стали выращивать свеклу и пшеницу. Первые годы оказались убыточными — было тяжело, но через несколько лет нам удалось добиться успеха. Сельским хозяйством в основном занимается наш отец. Сегодня он выращивает продукцию на 1500 га земли.
— Все процессы производства отлажены. А как с креативом и созданием необычных сладостей?
— К этому мы пришли чуть позднее. В 2008 году моему брату пришла идея делать эксклюзивную домашнюю выпечку. В то время на рынке были широко представлены сердечки, орешки со сгущенкой, их делали все. Мы пошли дальше и сделали ставку на нестандартную форму: стали производить бублики, мячики и мишки. Заказали голландское оборудование. Теперь эта выпечка занимает 40% наших продаж. Кроме того, она натуральная, и чем мы особенно гордимся — имеет сертификат на дошкольное питание, который говорит о его высочайшем качестве. А идеи приходят повсюду — на выставках, в путешествиях и так далее. Так, мы на одной из выставок увидели оладьи и поняли, что их нет в розничной торговле — наладили их коммерческое производство. Так во всем: мы находим интересную идею, дорабатываем ее или придумываем с нуля, вручную готовим этот продукт, оттачиваем технологию, а затем, если понимаем, что он понравится людям, заказываем под него оборудование.
— С чем пришлось столкнуться во время роста производства?
— Пожалуй, с пониманием, что это фундаментальный процесс и вкладывать в чужое здание неправильно. Несмотря на кризис, в 2008 году мы приобрели нашу первую производственную площадку. Обороты компании тогда были около 15 млн рублей в год, а прибыль — не больше 30%. Свободных денег не было. Но мы решили рискнуть и купить помещение. Кредит вышел нам под 23% годовых при участии поручителя. Это было сложно, но стало огромным толчком к развитию производства, ведь мы переехали в собственные 7 тыс. квадратных метров. Кредит закрыли за два года. Затем мы купили уже целую кондитерскую фабрику, прошлые владельцы которой не справились с последствиями кризиса.
— А как сказался на вас кризис 2014 года?
— Опять же, кризис сыграл для нас положительную роль. Рубль тогда упал, благодаря этому наш продукт стал дешевым.
Если до 2014 года мы поставляли сладости в три страны, то после — уже в восемь стран. И за счет экспорта мы не только выжили, но и масштабировали свой бизнес. В тот год мы начали работать с Российским экспортным центром, посетили известную китайскую выставку SIAL. Это дало нам мощный толчок вперед. Сегодня нас знают в таких странах, как Китай, Израиль, Вьетнам, Монголия, Белоруссия, Казахстан.
— А насколько сильно эти страны различаются между собой во вкусовых предпочтениях?
— Колоссально! В Китае любят мягкую домашнюю выпечку, например наши панкейки. Вьетнам в огромных объемах берет только один продукт — шоколадные грибочки. Для Израиля — орешки со сгущенкой. Казахстан — мусульманская страна, там любят все яркое, красное, обязательно красиво упакованное, для них — пирожные и мармелад. Для белорусов — только натуральное, без консервантов, химии, и лучше, чтобы на этикетке было написано — 300% натурально, поэтому им так пришлась по вкусу наша домашняя выпечка для дошкольного питания.
— Если говорить о России, то сегодня ваш бренд представлен в 72 регионах. Как удалось так масштабироваться?
— Я считаю, что огромную роль сыграло наше участие в зарубежных выставках.
На нашей самой первой выставке в 2007 году мы как-то отдельно не выставлялись, но именно тогда поняли необходимость прямого участия в таких мероприятиях. А уже в 2008 году арендовали свой маленький павильон, как итог — договор о поставках в Казахстан и дальние субъекты: Тюмень, Омск, Иркутск. С каждым последующим годом мы увеличивали количество выставок и площадей, и с каждой такой выставки забирали новых клиентов.
— Что любят российские регионы?
— Везде своя региональная специфика. В Казани предпочтения, как вы понимаете, как и в Казахстане. Чеченская республика вообще отдельный мир: они не употребляют алкоголь и едят много сладкого, там самый высокий показатель по потреблению кондитерских изделий на душу населения. Они не любят покупать на развес, предпочитают целыми коробками, поэтому специально для них предлагаем большой ассортимент печенья разных видов в одной упаковке. Бурятия любит только темный шоколад и все изделия с ним, а для Иркутска готовим все с черникой. Москва и Санкт-Петербург — это натуральный продукт среднего и премиум-класса.
— Есть планы на будущее?
— Мне — 32 года, брату — 33, родители тоже еще молоды, у них много энергии и сил. На данный момент у нас огромное желание улучшать и развивать рынок кондитерских изделий, а также выходить на новые рынки.
— Ранее ты говорил, что ваша компания в день использует 72 тыс. яиц.
А какие интересные цифры ты можешь еще назвать?— Ежемесячно мы отгружаем 1000 тонн готовой продукции, для которой используем 200 тонн сахара и 300 тонн муки. Около 400 человек трудятся в группе компаний. Ежедневно 20 загруженных машин уезжают с нашего склада. Около 70 млн рублей в год мы платим налогов. Оборот группы компаний — 1,1 млрд рублей в год. Наши сладости к чаю бывают на столах 72 регионов и 10 стран мира.
Беседовала Мария Савельева