Любому начинающему бизнесмену неизбежно приходится задумываться над формально-правовой организацией будущего дела.
Выбирая между ИП и ООО, или статусом самозанятого прежде всего, следует исходить из видов деятельности, которыми вы собираетесь заниматься, ожидаемых объемов финансово-хозяйственных операций, первоначального капитала для старта своего дела и прочих факторов. Также следует внимательно оценить преимущества и недостатки данных организационно-правовых форм.
Преимущества и недостатки организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель»
Преимущества |
Недостатки |
Простая регистрация, гос. пошлина при регистрации составляет 800 рублей, не требуется внесение уставного капитала. |
Регистрация на одно физическое лицо (собственник бизнеса), бизнес в виде ИП нельзя продать. |
Возможность применять патентную систему налогообложения и налоговые каникулы. |
Имеются ограничения на осуществление отдельных видов деятельности. |
Нет требований к ведению бухгалтерского учета и открытию расчетного счета |
Необходимость уплаты обязательных взносов вне зависимости от наличия предпринимательской деятельности. |
Более низкие штрафные санкции по сравнению с ООО (ответственность по КОАПП РФ приравнена к должностному лицу). |
Ответственность по обязательствам ИП несет всем принадлежащим ему имуществом.
|
Самостоятельное распоряжение прибылью. Использовать заработанные средства ИП может по своему усмотрению и в любое время. |
Меньше шансов на сотрудничество с крупными компаниями. Как правило, серьезные бизнесмены предпочитают работать с ООО. |
Преимущества и недостатки организационно-правовой формы «общество с ограниченной ответственностью»
Преимущества |
Недостатки |
Регистрация фирмы на нескольких учредителей, при этом их выход и смена не влияют на деятельность ООО. |
Более высокая гос. пошлина при регистрации – 4000 рублей, для регистрации необходим юридический адрес. |
Доступны все разрешенные законом виды деятельности. Проще привлечь инвесторов, взять кредит. |
Невозможно свободно распоряжаться денежной наличностью, которая должна сдаваться в банк на расчетный счет предприятия, согласно «Порядку ведения кассовых операций». |
Ответственность по обязательствам ООО несет только имуществом организации. |
Требования к ведению бухгалтерского учета и ведению документооборота. |
Участники ООО не отвечают по обязательствам ООО и несут риски убытков в пределах стоимости долей в уставном капитале. |
Как для юридического лица, более высокие штрафные санкции. |
После выбора организационно-правовой формы предприятия необходимо подготовить пакет документов для регистрации:
ИП |
ООО |
Заявление, подписанное заявителем |
Нотариально заверенное заявление. |
Паспорт и его ксерокопия |
Устав организации (2 оригинала, прошитых). |
Копия свидетельства ИНН (при наличии). |
Решение учредителя или протокол собрания учредителей (решение учредителей о создании ООО) |
Договор об учреждении (для 2-х и более учредителей) |
|
Квитанция об уплате государственной пошлины (800 рублей) *. |
Гарантийное письмо на адрес (письмо-просьба и письмо-согласие при субаренде) |
Квитанция об уплате пошлины (4000 рублей) *. |
Собрав все документы, необходимо обратиться в органы налоговой инспекции по месту прописки. Сотрудник налоговой проверит собранную вами документацию и предоставит перечень поданных вами документов на открытие ИП или ООО, а также сообщит, когда можно будет забрать готовый лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (до трех рабочих дней). В назначенный день вам необходимо будет прийти еще раз в ФНС, получить лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, а также поставить подпись в журнале об их получении.
Законом предусмотрена регистрация предприятия через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Сами многофункциональные центры не занимаются регистрационными процедурами, а принимают документы у заявителей и передают их в уполномоченные органы.
Также можно зарегистрировать свой бизнес онлайн через интернет на портале https://service.nalog.ru/gosreg/. В этом случае заявление заполняется автоматически, оплачивать сопутствующие услуги не нужно, в налоговую лично приходить придётся лишь однажды, чтобы получить готовые документы.
* При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса уплачивать государственную пошлину не требуется.
После получения свидетельства о государственной регистрации необходимо:
ИП |
ООО |
Встать на учет в Пенсионный фонд (ПФР). |
Сделать приказ о вступлении в должность генерального директора. |
Зарегистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС) и в ПФР в качестве работодателя (при наличии наёмных рабочих). |
Подготовить список участников общества (в случае если в обществе два и более участников). |
Заказать изготовление печати, выбрать банк и открыть там расчётный счёт. |
|
Получить Уведомление о присвоенных кодах Общероссийских классификаторов технико-экономической информации из Управления статистики. |
|
В случае работы с наличными деньгами с 1 июля 2019 года всем категориям бизнеса необходимо приобрести и поставить на учет в налоговой службе онлайн-кассу (Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (с последующими изменениями). |
Возможно одновременное открытие ИП и ООО, законодательство это разрешает.
Преимущества и недостатки формы «самозанятый»
Преимущества |
Недостатки |
Простая регистрация через мобильное приложение «Мой налог» без визита в налоговую инспекцию. |
Имеются ограничения на осуществление отдельных видов деятельности. |
Не нужно сдавать отчетность. Нет обязательных взносов в ПФР и ФОМС.
|
Невозможность найма дополнительных сотрудников. |
Нет требований к ведению бухгалтерского учета и открытию расчетного счета. Автоматический расчет и оплата налогов через мобильное приложение «Мой налог». |
Ограничения по возможности осуществления деятельности и оказания услуг для настоящих и бывших работодателей. |
Самостоятельное распоряжение прибылью. Использовать заработанные средства можно по своему усмотрению и в любое время. |
Ограничения по размеру годового дохода самозанятого гражданина. |
Процедура регистрации в качестве «самозанятого» максимально упрощена. Личное обращение в налоговую инспекцию не требуется.
Физическому лицу оформить новый статус можно следующими способами:
- через личный кабинет на сайте ФНС nalog.ru;
- через мобильное приложение «Мой налог»;
- уполномоченные банки, список которых можно найти на сайте ФНС;
- с помощью учетной записи портала госуслуг gosuslugi.ru.