Горячая линия:
8-800-555-1958

Регистрация бизнеса

Любому начинающему бизнесмену неизбежно приходится задумываться над формально-правовой организацией будущего дела.

Выбирая между ИП и ООО, или статусом самозанятого прежде всего, следует исходить из видов деятельности, которыми вы собираетесь заниматься, ожидаемых объемов финансово-хозяйственных операций, первоначального капитала для старта своего дела и прочих факторов. Также следует внимательно оценить преимущества и недостатки данных организационно-правовых форм.

 

Преимущества и недостатки организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель»

 

Преимущества

Недостатки

Простая регистрация, гос. пошлина при регистрации составляет 800 рублей, не требуется внесение уставного капитала.

Регистрация на одно физическое лицо (собственник бизнеса), бизнес в виде ИП нельзя продать.

Возможность применять патентную систему налогообложения и налоговые каникулы.

Имеются ограничения на осуществление отдельных видов деятельности.

Нет требований к ведению бухгалтерского учета и открытию расчетного счета

Необходимость уплаты обязательных взносов вне зависимости от наличия предпринимательской деятельности.

Более низкие штрафные санкции по сравнению с ООО (ответственность по КОАПП РФ приравнена к должностному лицу).

Ответственность по обязательствам ИП несет всем принадлежащим ему имуществом.

 

Самостоятельное распоряжение прибылью. Использовать заработанные средства ИП может по своему усмотрению и в любое время.

Меньше шансов на сотрудничество с крупными компаниями. Как правило, серьезные бизнесмены предпочитают работать с ООО.

 

Преимущества и недостатки организационно-правовой формы «общество с ограниченной ответственностью»

 

Преимущества

Недостатки

Регистрация фирмы на нескольких учредителей, при этом их выход и смена не влияют на деятельность ООО.

Более высокая гос. пошлина при регистрации – 4000 рублей, для регистрации необходим юридический адрес.

Доступны все разрешенные законом виды деятельности. Проще привлечь инвесторов, взять кредит.

Невозможно свободно распоряжаться денежной наличностью, которая должна сдаваться в банк на расчетный счет предприятия, согласно «Порядку ведения кассовых операций».

Ответственность по обязательствам ООО несет только имуществом организации.

Требования к ведению бухгалтерского учета и ведению документооборота.

Участники ООО не отвечают по обязательствам ООО и несут риски убытков в пределах стоимости долей в уставном капитале.

Как для юридического лица, более высокие штрафные санкции.

 

После выбора организационно-правовой формы предприятия необходимо подготовить пакет документов для регистрации:

 

ИП

ООО

Заявление, подписанное заявителем

Нотариально заверенное заявление.

Паспорт и его ксерокопия

Устав организации (2 оригинала, прошитых).

Копия свидетельства ИНН (при наличии).

Решение учредителя или протокол собрания учредителей (решение учредителей о создании ООО)

Договор об учреждении (для 2-х и более учредителей)

Квитанция об уплате государственной пошлины (800 рублей) *.

Гарантийное письмо на адрес (письмо-просьба и письмо-согласие при субаренде)

Квитанция об уплате пошлины (4000 рублей) *.

 

Собрав все документы, необходимо обратиться в органы налоговой инспекции по месту прописки. Сотрудник налоговой проверит собранную вами документацию и предоставит перечень поданных вами документов на открытие ИП или ООО, а также сообщит, когда можно будет забрать готовый лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (до трех рабочих дней). В назначенный день вам необходимо будет прийти еще раз в ФНС, получить лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, а также поставить подпись в журнале об их получении.

 

Законом предусмотрена регистрация предприятия через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Сами многофункциональные центры не занимаются регистрационными процедурами, а принимают документы у заявителей и передают их в уполномоченные органы.

 

Также можно зарегистрировать свой бизнес онлайн через интернет на портале https://service.nalog.ru/gosreg/. В этом случае заявление заполняется автоматически, оплачивать сопутствующие услуги не нужно, в налоговую лично приходить придётся лишь однажды, чтобы получить готовые документы.

 

* При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса уплачивать государственную пошлину не требуется.

 

После получения свидетельства о государственной регистрации необходимо:

 

ИП

ООО

Встать на учет в Пенсионный фонд (ПФР).

Сделать приказ о вступлении в должность генерального директора.

Зарегистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС) и в ПФР в качестве работодателя (при наличии наёмных рабочих).

Подготовить список участников общества (в случае если в обществе два и более участников).

Заказать изготовление печати, выбрать банк и открыть там расчётный счёт.

Получить Уведомление о присвоенных кодах Общероссийских классификаторов технико-экономической информации из Управления статистики.

В случае работы с наличными деньгами с 1 июля 2019 года всем категориям бизнеса необходимо приобрести и поставить на учет в налоговой службе онлайн-кассу (Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (с последующими изменениями).

 

Возможно одновременное открытие ИП и ООО, законодательство это разрешает.

 

Преимущества и недостатки формы «самозанятый»

 

Преимущества

Недостатки

Простая регистрация через мобильное приложение «Мой налог» без визита в налоговую инспекцию.

Имеются ограничения на осуществление отдельных видов деятельности.

Не нужно сдавать отчетность. Нет обязательных взносов в ПФР и ФОМС.

 

Невозможность найма дополнительных сотрудников.

Нет требований к ведению бухгалтерского учета и открытию расчетного счета. Автоматический расчет и оплата налогов через мобильное приложение «Мой налог».

Ограничения по возможности осуществления деятельности и оказания услуг для настоящих и бывших работодателей.

Самостоятельное распоряжение прибылью. Использовать заработанные средства можно по своему усмотрению и в любое время.

Ограничения по размеру годового дохода самозанятого гражданина.

 

Процедура регистрации в качестве «самозанятого» максимально упрощена. Личное обращение в налоговую инспекцию не требуется.

 

Физическому лицу оформить новый статус можно следующими способами:

- через личный кабинет на сайте ФНС nalog.ru;

- через мобильное приложение «Мой налог»;

- уполномоченные банки, список которых можно найти на сайте ФНС;

- с помощью учетной записи портала госуслуг gosuslugi.ru.