Форма бизнес-плана для социального контракта
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес–план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития организации, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим в случае, если предприниматель планирует воспользоваться заёмными средствами или имуществом для расчёта возможностей по реализации проекта и способности возвратить кредит.
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Описание продукта (услуги).
В этом разделе следует охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, если необходимо – его упаковку, и сервисное обслуживание.
2. Анализ рынков сбыта.
Изучение рынка даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, а также необходимые для этого ресурсы.
3. Оценка конкурентов.
Цель данного раздела – облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов.
4. Стратегия маркетинга.
Формирование и реализация целей и задач вашего предприятия на определённый период времени в соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Основные элементы стратегии маркетинга: схема распространения вашего товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования потребителей, формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе.
5. План производства.
Содержит описание всего производственного процесса.
6. Организационный план.
В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему вашего предприятия, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников.
7. Финансовый план.
Расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, расчет доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
Таким образом, в результате проделанной работы вы составите план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценивать свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны. Определить, что потребуется для осуществления деятельности предприятия, предвидеть открывающиеся перспективы и возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, установить истинную причину рисков, а значит найти пути их решения.